Двигатели внутреннего сгорания подразделяются на поршневые (дизельные - с воспламенением рабочей смеси от её сжатия) и карбюраторные - бензиновые (с искровым воспламенением рабочей смеси).
В геологоразведочных организациях эти двигатели находят применение для привода буровых установок и станков, в том числе самоходных, стационарных и передвижных, электроагрегатов и компрессоров.
Наибольшее распространение получили дизельные двигатели как наиболее экономичные в эксплуатации и ремонте, обладающие большой гибкостью рабочего процесса, надёжностью и универсальностью.
Для привода лёгких блочных передвижных гидрофицированных буровых установок нового поколения (типа УПБ-50Б, УПБ-100Б) применены разработанные отечественной промышленностью малогабаритные дизели ТМЗ-450Д/90 мощностью 8 кВт и В24 - 8,2/7,8 мощностью 8,8 кВт.
На самоходных буровых установках в подавляющем большинстве привод осуществляется от двигателей автомобиля или трактора (УКБ-3СТ-Э, УКБ-4С, ЛБУ-50, УРБ-2А-2, УШ-2Т и др.), но в ряде случаев используется и автономный двигатель внутреннего сгорания: дизель Д-65 ПС мощностью 45,6 кВт на установках типа ПБУ-1 и ПБУ-2, дизель Д-144 мощностью 46 кВт на установке МЛТБ, дизель 12ч 8,5/11 мощностью 12 кВт на установке УБР-2М.
Для привода электроагрегатов и компрессоров на геологоразведочных работах отрасли находят применение дизельные двигатели широкой номенклатуры, в том числе 42 10,5/13 мощностью 20 кВт, ЯАЗ-М2046 мощностью 44,1 кВт, дизель А-41Б мощностью 69 кВт, ЯМЗ-238М2 мощностью 100 кВт и другие.
Типовое устройство дизельного двигателя, регулировки и уход за ними приводятся на примере дизеля ЯАЗ-М204, общий вид которого приведён на рис. 108.
Рис. 108. Общий вид
(справа и слева) дизеля.
Если смотреть на двигатель со стороны маховика, то справа на нём установлены топливный насос 3.6 с регулятором 7, фильтры грубой 8 и тонкой 3 очистки топлива, пусковой двигатель 1 с редуктором 9 и глушителем 4, форсунки 5, впускная труба 2 основного двигателя, управление декомпрессионным механизмом. Слева размещаются выпускная труба 1, маслозаливная горловина 2, счётчик моточасов 7, привод водяного насоса и вентилятора, декомпрессионный механизм, фильтры грубой 3 и тонкой 4 очистки масла, маслоуказатель 5. Спереди двигателя установлены водяной насос и вентилятор, генератор, передняя опора двигателя, картер шестерен распределения, а сзади - воздухоочиститель и главная муфта сцепления.
Для обеспечения нормальной работы дизеля запрещается:
- полностью загружать новый или отремонтированный двигатель без обкатки;
- загружать двигатель при температуре охлаждающей воды ниже 50 °С;
- длительная работа при температуре охлаждающей воды ниже 80°С;
- продолжительная перегрузка двигателя;
- допускать перегрев двигателя;
- работа двигателя с перебоями, стуками и дымным выхлопом;
- длительная работа на холостом ходу, приводящая к закоксовыванию поршневых колец;
- запускать двигатель без прогрева горячей водой и подогретым маслом при температуре окружающего воздуха ниже +5°С.