Для бурения вертикальных и наклонных скважин применяются передвижные и самоходные буровые установки с металлическими мачтами. Передвижные установки с буровыми мачтами представляют собой сооружения, состоящие из собственно мачты и бурового здания, которые устанавливаются на общем основании, выполненном в виде саней.
Мачты самоходных установок монтируются вместе с буровым агрегатом на транспортной базе, а в рабочем положении устанавливаются на временном фундаменте и раскрепляются растяжками.
Перед транспортированием мачта укладывается в горизонтальное положение с помощью гидросистемы, лебёдки или трактора и перевозится на новую точку со всем буровым оборудованием.
Таблица 23. Технические параметры буровых мачт
Наименование параметров |
Величины параметров для типов мачт | ||
MP УГУ-18/25 |
БМТ-4 |
БМТ-5 | |
Рабочая высота мачты, м |
18 |
13 |
13 |
Длина свечи, м |
14 |
9,5 |
9,5 |
Оснастка талевой системы |
1x1 и 1x2 |
1x1 и 1x2 |
1x2 |
Грузоподъемность, кН: |
|
|
|
номинальная |
100 |
32 |
50 |
максимальная |
140 |
50 |
80 |
Глубина бурения, м |
800 |
500 |
800 |
Предельные углы наклона скважины, градус |
90-75 |
90-60 |
90-60 |
Габариты основания, м |
7,4 х 4,0 |
10,7x5,4 |
10,7x5,4 |
Буровая мачта MP УГУ-3
Буровая мачта MP УГУ-18/25 (MP УГУ-3) предназначена для проведения спуско-подьёмных операций при бурении скважин глубиной до 800 м.
Передвижная мачта MP УГУ-3 (рис. 9) идентична по конструктивной схеме мачте MP УГУ-2 и отличается от неё выполнением ствола в виде пространственной фермы, верхняя часть которой является поворотной. Подъём мачты осуществляется с помощью трактора.
Рис. 9. Буровая мачта
MP УГУ-3: 1 — мачта; 2 — буровое здание; 3 — буровой станок; 4 — воздушный
колпак бурового насоса; 5 — печь; 6 — домкрат; 7 — шарнир мачты; 8 —
труборазворот; 9 — регулировочный домкрат; 10 — привод станка; 11 — укосина для
подъёма и закрепления мачты; 12 — направляющий трос для каретки элеватора; 13 —
кронблок; 14 — свечеприёмник; 15 — полуавтоматический элеватор.
Мачту изготавливают из газовых труб. Она состоит из стрелы, основания, двух регулировочных домкратов, боковой опоры и задней опоры, поддерживающей стрелу мачты в транспортном положении. На стреле установлены: свечеприёмник, кронблок, лестница с ограждением, рабочая площадка и переходная площадка. Кронблок мачты имеет четыре ролика.
Буровые мачты БМТ
Буровые мачты БМТ (рис. 10), применяющиеся на геологоразведочных работах, входят в комплект буровых установок типа УКБ (ГОСТ 29233-91): БМТ-4 - УКБ-4, БМТ-5 - УКБ-5.
Рис. 10. Буровая
мачта БМТ: 1 — кронблок; 2 — ствол; 3 — уравновешивающий канат; 4 — подкос; 5 —
портал; 6 — буровое здание; 7 — основание.
Особенность мачт БМТ - наличие вынесенного за пределы рабочей зоны А-образного портала, на который шарнирно опирается трубчатый несущий ствол мачты.
Мачта для бурения скважины под заданным углом устанавливается путём изменения длины продольного регулировочного подкоса. Для обеспечения беспрепятственного движения талевого блока и элеватора ствол мачты наклонён над устьем скважины. Ствол поднимают и укладывают с помощью гидродомкратов. В мачтах типа БМТ принято поперечное расположение бурового станка по отношению к продольной оси основания.
Буровые вышки МНБ-300, МНБ-800, МНБ-2000
В производственных организациях разработаны мачты для бурения наклонных и вертикальных скважин МНБ-300, МНБ-800, МНБ-2000, обладающие рядом конструктивных особенностей. В частности, повышены удельная грузоподъёмность, устойчивость и надёжность мачт. Мачты укомплектованы самотормозящейся червячной лебёдкой от автомобиля ЗИЛ-157, с помощью которой производятся подъём и опускание ствола, а также установка на заданный угол наклона, выдвижение и опускание телескопической секции (для МНБ-2000).
С целью механизации операций по поднятию всей буровой установки при монтаже или же подведении транспортных средств в конструкцию основания включён автономный механический подъёмник. Ствол мачты во всём диапазоне углов установки не доходит до вертикального положения, что упрощает его подъём и не требует перемонтажа лестниц и переходных площадок. Длина ствола при транспортировке сокращается за счёт телескопического (МНБ-2000) или шарнирного (МНБ-800) сочленения секций. Для удобства монтажа мачты, снижения металлоёмкости и повышения сохранности при транспортировке во внутренней полости ствола размещены лестницы и переходные площадки.
Наличие в конструкции основания каркаса бурового здания и специальных монтажных узлов позволяет изготовлять транспортабельные типовые буровые здания из имеющихся материалов необходимых габаритов.
Буровые установки, скомплектованные на базе основания мачт, транспортируются одним блоком на автомобильных прицепах-тяжеловозах и подкатных тележках по автомагистралям, на одной железнодорожной платформе габаритным грузом, на полозьях основания по бездорожью.
Мачта МНБ-800 (рис. 11) обеспечивает бурение скважин станками 4 и 5-го классов с углом наклона 90-45° и глубиной до 1200 м.
Рис. 11. Буровая
мачта МНБ-800: 1 — основание; 2 — стрела; 3 — свечеприёмник; 4 — кронблок; 5 —
стрела подъёма ствола; 6 — двухструнная талевая оснастка; 7 — лебёдка.
Конструктивная схема мачты МНБ-2000 состоит из двух телескопических секций, внутри которых смонтированы лестницы и переходные площадки.
Приведенные примеры не исчерпывают всего многообразия разработанных и применяющихся на производстве буровых мачт. Однако они являются наиболее характерными представителями различных модификаций этих грузоподъёмных устройств.
Таблица 24. Техническая характеристика буровых мачт
Наименование параметров |
Величины параметров для типов мачт | ||
МНБ-300 |
МНБ-800 |
МНБ-2000 | |
Грузоподъемность на крюке, кН: |
|
|
|
Номинальная |
32 |
50 |
125 |
Максимальная |
50 |
80 |
200 |
Угол наклона, градус |
9045 |
90-45 |
90-75 |
Высота мачт от пола до оси роликов кронблока, м |
13,5 |
18,5 |
25 |
Длина свечи, м |
9,5 |
14 |
18,6 |
Габариты в рабочем положении, м: |
|
|
|
Высота |
14,6 |
19 |
26 |
Ширина |
4,0 |
4,2 |
6,5 |
Длина |
10 |
8,3 |
15,5 |
Площадь бурового здания, м2 |
28 |
30 |
50 |