Измеритель и автоматический ограничитель крутящего момента ОМ-40 предназначен для контроля крутящего момента и ограничения превышения его допустимого значения путём отключения электродвигателя бурового станка или подъёма его шпинделя вместе с буровым снарядом.
Прибор получает питание от электрической сети либо от передвижной электростанции.
Техническая характеристика ОМ-40
Предел измерения крутящего момента, кН.м. |
0-2,5 |
Предел измерения нагрузки на крюке (при 4-струнной оснастке), |
кНО-250 |
Установки сигнализации перегрузки, кН. М: |
|
при подъеме снаряда |
2,5; 5,0; 7,5; 10,0; 12,5; 15,0 |
Установки автоматического ограничения момента, кН м. |
0,75; 1,0; 1,5; 2,0; 2,5 |
Основная допустимая погрешность прибора (от верхнего предела измерения), % |
±4 |
Номинальные параметры: |
|
напряжение питания прибора, В |
380 |
ток нагрузки электродвигателя бурового станка, А. |
75 |
напряжение сигнала, В |
220 |
ток сигнала, А |
5 |
давление в гидросистеме, МПа |
4,5 |
Диапазон компенсации момента холостого хода (от верхнего предела измерения), % |
≥25 |
Потребляемая мощность, В.А |
10 |
Частота напряжения питания, Гц |
50 |
Допустимые условия эксплуатации прибора: |
|
колебание напряжения питания, % |
±20 |
колебание частоты питания, Гц |
±5 |
температура окружающей среды, °С |
-30 - +50 |
влажность окружающего воздуха при 25 °С, % |
95 |
Масса пульта прибора, кг |
15 |
В основу принципа работы положен метод косвенного измерения крутящего момента или нагрузки по величине активной мощности. Активная мощность, потребляемая электродвигателем станка, измеряется с помощью квадратического фазового детектора, на вход которого подаются напряжение и ток (через измерительный трансформатор тока ТТ) одной фазы электродвигателя (рис. 111). У прибора имеется устройство для компенсации потерь мощности на холостой ход электродвигателя и станка и переключатель для приведения показаний прибора в соответствие с положением переключателя коробки передач.
Рис. 111.
Принципиальная схема работы ОМ-40: ПП — пульт прибора; БС — буровой станок; ПГЗ
— панель гидрозащиты; МС — магннитнаястанция; ТТ — трансформатор тока; К —
катушка контактора двигателя бурового станка.
Для визуального контроля крутящего момента служит показывающий прибор, включенный на выходе измерительной схемы.
Сигнализация о повышенном значении момента в процессе бурения или о повышенной нагрузке во время подъёма бурового инструмента осуществляется с помощью схемы сравнения и пульсатора, реле которого своими контактами включает сигнальную лампу.
Величина момента или нагрузки, при которой начинает действовать сигнализация,
устанавливается переключателем "Перегрузка".
Автоматическое ограничение
крутящего момента осуществляется с помощью аналогичной схемы сравнения. Контакты
выходного реле схемы сравнения или размыкают цепь катушки магнитного пускателя
электродвигателя станка, отключая его, или замыкают цепь управления
электрогидравлического золотника. При срабатывании золотника весь поток масла от
насоса станка направляется в нижнюю полость цилиндров подачи, обеспечивая подъём
бурового снаряда. Величина момента, при котором срабатывает автоматика,
устанавливается переключателем "Ограничение".
Возврат схемы автоматического ограничения в исходное положение выполняется нажатием на кнопку "Съём" только при значительном снижении крутящего момента.